Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Не может быть никаких сомнений в том, что социальная психология - это не что иное, как академическая дисциплина, имеющая свою собственную историю, "пантеон" отцов-основателей, особую терминологию и уникальные теории и подходы. Эта наука изучает сложно организованную "душу" общества, позволяет больше узнать о психологических последствиях процессов, происходящих в обществе.
В последнее время социальная психология постепенно приобретает все большую популярность: раньше эта дисциплина считалась чем-то второстепенным и относилась скорее к антропологии, чем к экспериментальной психологии, достижениями которой так гордились в научных кругах Соединенных Штатов. Как правило, о психологии человека принято говорить как о психологии отдельного человека. Что ж, гораздо интереснее рассматривать человека как часть огромной общей социальной системы.
В результате у нас есть социальное познание, социальное обучение, социальная эволюция, теория социальной личности и многие другие пограничные дисциплины, которые обогащают наше понимание человеческой природы. Психологи, работающие с социальными структурами, отличаются своей способностью видеть реальное значение изучаемого вопроса в реальности и просто участвовать в мероприятиях и подходить к ним творчески в строгих условиях эксперимента.
В целом, следует отметить, что психология может выйти за рамки академической дисциплины и может быть использована на практике только благодаря кропотливой работе психологов с социальными предубеждениями. Психология здоровья, политическая психология, юридическая психология, организационное поведение, экологическая психология и спортивная психология - все это подструктуры социальной психологии, которые действительно влияют на реалистичную картину общества. И это еще не все.
Социальная психология включает в себя пять факторов, которые, хотя в этой области существует довольно много образовательных структур, поддерживаются практически всеми социальными психологами, занимающимися этим вопросом. Мы будем продолжать отслеживать все эти факторы.
Во-первых, нельзя согласиться с тем, что определенные обстоятельства, возникающие в обществе, оказывают достаточное влияние на поведение (как индивидуальное, так и общее) общества.
Во-вторых, любая возникающая в обществе ситуация, отражающая реальную картину мира, является продуктом коллективных действий, включающих результат, полученный в результате передачи информации от человека к человеку или от неодушевленных ресурсов нескольким людям, и, как правило, провоцирует возникновение определенной существующей реальности.
Еще одним важным моментом является безусловный феномен, что человеческая природа не всегда предсказывает рациональное поведение, что приводит к ошибкам и серии неудачных попыток поиска истины. Кроме того, актуальность деятельности социального психолога в практическом плане обусловлена задачами, возникающими при изучении изменений в сознании масс в результате радикальных изменений в том или ином вопросе.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования и функционирования психологии как объекта изучения социальной психологии.
Объектом исследования является процесс формирования и функционирования психологии как объекта изучения социальной психологии.
Предметом исследования являются основы и принципы формирования и функционирования психологии как объекта изучения социальной психологии.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для формирования и функционирования психологии как объекта изучения социальной психологии.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть предмет, объект, функции и задачи психологии;
- изучить историю развития социальной психологии и его место в системе гуманитарных наук;
- охарактеризовать личность в обществе;
- проанализировать основные объекты исследования в социальной психологии и ее структуры;
- выявить методы социальной психологии.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
1.1Предмет, объект, функции и задачи психологии.
Определение психологии как науки
Психология - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и мыслительной деятельности человека и групп людей. Предметом психологии является психика человека и психические явления конкретного человека, а также психические явления, наблюдаемые в группах и группах.
Психика - это субъективное отражение объективного мира. Объектом изучения является человек, его психические процессы, состояния и характеристики. Важны следующие аспекты:
1. психические процессы - когнитивные, эмоциональные, волевые;
2. психические состояния - бодрость, усталость, эйфория, стресс, паника и т. д.;
3. психическое воспитание - знания, навыки, привычки;
4. Психические свойства (личностные особенности) - темперамент, характер, способности, потребности, интересы, ориентация.
Предметом психологии являются законы психики как особой формы человеческой деятельности и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности может быть изучена в широком спектре аспектов, изучаемых различными отраслями психологической науки, благодаря своей универсальности [12].
Основная задача: изучение закономерностей психической деятельности человека, изучение психических явлений, их анализ, интерпретация знаний в жизни.
Выделяются следующие функции психологии: - методологическая; - как результаты психологической науки, которые могут послужить основой для более конкретных психологических дисциплин, изучающих индивидуальные психологические явления; - мировоззренческая; - способствование развитию определенного видения психических процессов; - теоретическая и когнитивная; - формирование знаний о психологии и ее роли в обществе; - аксиологическая; - оценка психических процессов и поведения человека; - нормативная; - приобретение психологических знаний влияет на поведение человека; - прогностическая; - выявление тенденций в психических процессах, экстраполяция на будущее.
Выделяются следующие этапы развития представлений о предмете психологии:
- Наука о душе. Время формирования: (от античности до 16-го века), основателем был Аристотель. Представителями выступали Сократ, Демокрит, Платон.
- Этап 1: Ненаучный - до VII-VI веков до н.э., когда никаких научных исследований психики не проводилось. Представления о душе основаны на мифах, легендах, преданиях и религиозных обычаях.
- Этап 2: Научный - рубеж VII-VI вв. Происходило влияние философии на психологию. Душа является источником активности тела, она выполняет функции восприятия и регуляции поведения. Выявление основных проблем психологии, связанных с изучением познания, деятельности души. Душа считалась чем-то сверхъестественным, чем-то, что заставляет человека действовать, быть активным. Первые мыслители древности считали, что душа состоит из того же, из чего состоит весь мир.
- Наука о сознании. Это была эпоха нового времени. Основателем был Рене Декарт. Представителями считаются Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Д. Локк и Т. Гоббс. Данный раздел науки возник в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Совершенствовалась способность думать, чувствовать и хотеть была названа сознанием. Основным методом изучения было наблюдение человека над самим собой и описание фактов. Сознание - это мир внутренней реальности, состоящий из ощущений, чувств и представлений. Основным методом являлся самоанализ [15].
Одним из таких направлений является рационализм, но позже он уступил доминирующую роль другому направлению, сенсуализму. Сенсуалисты рассматривали процесс познания как процесс, который начинается с ощущений и постепенно переходит в мышление, формирующее сознание.
Между этими двумя группами постоянно возникали дискуссии и разногласия.
1.2 История развития социальной психологии и его место в системе гуманитарных наук
Социальная психология тесно связана с социологией, психологией, педагогикой, философией и другими науками. Давайте рассмотрим связь социальной психологии с некоторыми из них.
Социология изучает природу социальных, групповых и индивидуальных ценностей и норм. Социальная психология изучает специфические механизмы их формирования с учетом влияния микро- и макросреды, в которой живет человек, и индивидуальных особенностей его личности. То есть, если социология объясняет истоки социальной активности человека, то социальная психология изучает методы и закономерности ее проявления и помогает определить условия, при которых эта активность реализуется наиболее полно.
Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности индивида. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей на основе их включения в социальные группы.
Педагогика - это наука об образовании и воспитании. Социальная психология раскрывает перед педагогикой возможности повышения эффективности воспитательных воздействий на личность и коллектив, позволяет стимулировать процесс обучения и воспитания.
Социальная психология имеет долгую историю как часть философии (более 2000 лет) и относительно короткий путь в качестве независимой науки (чуть более 100 лет).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 271 с.
2.Андреева Г.М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления. – М.: НОУ ВПС МПСИ, 2009. - 328 с.
3.Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. учеб. заведений. – М.: Аспект Пресс, 2010. - 316 с.
4.Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие по специальностям "Соц. педагогика", "Педагогика и психология", "Соц. психология", "Педагогика". - М.: Academia, 2004. 0 264 с.
5.Аронсон Э. Общественное животное или введение в социальную психологию. – СПб: Питер, 2007. - 174 с.
6.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: ПРАЙМЕврознак, 2002. - 311 с.
7.Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. - СПб: Питер, 2003. - 321 с.
8.Бэрон Р., Керр М., Миллер Н. Социальная психология групп: процессы, решения, действия. - СПб: Питер, 2003. - 275 с.
9.Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. - М.: Academia, 2005. - 427 с.
10.Гришина Н. Психология социальных ситуаций. Хрестоматия.- СПб: Питер, 2003. - 174 с.
11.Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Прор, 2001. - 377 с.
12.Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб: Питер, 2000. - 312 с.
13.Карпов Е.Б. Социально-психологические основы продвижения образовательных услуг. - Тула: Инфра, 2003. - 325 с.
14.Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. – СПб.: ПЕР СЭ. - 287 с.
15.Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: Питер, 2006. - 275 с.
16.Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2011. - 317 с.
17.Максименко, С.Д. Общая психология. М.: Ваклер. - 2004. - 528 с. - ISBN 966-543-029-7.
18.Мясищев В.Н. Психология отношений. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1995. - 268 с.
19.Ойстер К. Социальная психология групп. – СПб.: ПРАЙМЕврознак, 2004. - 231 с.
20.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология". - М.: Академия, 2002. - 249 с.
21.Основы социально-психологической теории / Под ред. Бодалева А.А., Сухова А.Н. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 274 с.
22.Пайнс Э, Маслоч К. Практикум по социальной психологии. - СПб: Питер, 2003. - 253 с.
23.Парыгин Б.Д. Социальная психология Истоки и перспективы. – СПб.: СПбГУП, 2010. - 286 с.
24.Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. – СПб: СПбГУП, 2003. - 269 с.
25.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ [Текст]. - СПб: Издательство: Питер, 2007. - 264 с. - ISBN: 5-314-00016-4.
26.Сорокун, П.А. Основы психологии/ [Текст].- Псков: ПГПУ. 2005. - 312 с.- ISBN 5-87854-355-9.
27.Шевандрин, Н. И. Социальная психология [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.